Казахстан неожиданно решил поменять подрядчика по строительству трех новых угольных ТЭЦ. Предполагалось, что станции должен был построить российский «Интер РАО», однако первую ТЭЦ в Кокшетау казахская сторона уже начала строить самостоятельно, а члены правительства Казахстана открыто говорят о поиске новых подрядчиков в Китае и Южной Корее. Причиной отказа от услуг «Интер РАО» стала политика российского ЦБ — рост ключевой ставки обрушило финансовую модель строительства.
Согласно межправительственному соглашению, подписанному в апреле 2024 года, предполагалось, что Россия предоставит Казахстану финансирование на 90% затрат на строительство ТЭЦ по субсидированной процентной ставке. Однако из-за резкого повышения ключевой ставки ЦБ России до 21% годовых в июне 2024 года, финансовая модель строительства рухнула, так как образовалась разница в объеме субсидирования на сумму около $2.8 млрд. Казахстанская сторона отказалась увеличивать сумму займа, опасаясь роста тарифов на тепло и электроэнергию для населения и бизнеса.
В результате сроки окончания строительства трех ТЭЦ были сдвинуты как минимум на год: станцию в Кокшетау планируется запустить в 2028 году, а ТЭЦ в Семее и Усть-Каменогорске лишь в 2032 году. Казахстан пытается найти новых инвесторов, но эксперты сомневаются, что им удастся найти такие же льготные условия финансирования, как в российско-казахстанском соглашении.
Ситуация с вводом новых теплостанций критична для Казахстана, так как в стране последние два года наблюдается дефицит электроэнергии, а теплоснабжение многих городов обеспечивается лишь за счет устаревших котельных. Эксперты отмечают, что Казахстан сам не обладает необходимыми компетенциями и финансовыми ресурсами для строительства ТЭЦ, поэтому отказ от сотрудничества с «Интер РАО» может негативно отразиться на энергообеспечении страны.